Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»

Пресса

Группа «Ария»: «Однажды мы играли даже в самолете»

Мужчина лет 40, потягивая пиво, дергает за рукав своего сверстника в фойе «Планетария».

- Смотри, у меня был такой же напульсник, как вон у того парнишки. В 87-м году.

В этом – вся суть концертов «Арии». Группе в этом году 30 лет, поэтому возраст поклонников – от 10 до 50 с лишним. Первые приходят, чтобы в первый раз увидеть кумиров, вторые - чтобы вспомнить старые добрые времена. И для них «Ария» - не только любимая группа, но и старые знакомые, вместе с которыми они прошли через крах Советского Союза, несколько кризисов и прочие коллизии. Одним словом – «Через все времена». Именно так называется двенадцатый альбом группы, с которым «Ария» приехала в Рязань.

Ну а пока публика собиралась, «Комсомолка» встретилась в подсобке «Планетария» с гитаристами Владимиром Холстининым и Сергеем Поповым, а также с вокалистом Михаилом Житняковым (ритм-секция в это время была на саундчеке).


- Есть ли вопрос, который вам задавали чаще, чем «Почему ушел Кипелов»?

Владимир Холстинин: - Вообще есть три самых популярных вопроса. Это «Как вам наш город?» (общий смех: любой город музыканты чаще всего видят только из окна автобуса – Авт.), про Кипелова и «какие у вас творческие планы?».

«ОПЛЕВАТЬ АЛЬБОМ - ХОРОШИЙ ТОН»

- В одном из интервью кто-то из вас, кажется, Владимир, сказал, что рабочее название нового альбома – «Скачан и оплеван» (в оригинале, конечно, было более крепкое слово, но печатать его Роскомнадзор не велит. – Авт.). Насколько это оправдалось и следите ли вы вообще за тем, что пишут о новых пластинках журналисты и простые пользователи интернета?

Сергей Попов: - Это было перед альбомом «Феникс». А новый альбом мы про себя называли «Скачан и оплеван-2». Это реалии интернет-сообщества, что очень многие не покупают альбом, а скачивают. Это первый момент. Второй: когда заходишь на какие-то сайты, где обсуждают альбом, складывается впечатление, что хороший тон – именно обгадить. Очень немногие пишут хорошие отзывы, отмечают плюсы. Многим важнее найти, что не так: здесь, мол, они украли, здесь не так спели, здесь вообще я бы по-другому сыграл…

Михаил Житняков: - Появилась вообще новая тенденция: еще не скачан, но уже оплеван.

Сергей Попов: - Да. Мы уже привыкли, что после каждого релиза появляются комментарии: «Ария» для меня умерла». Я в группе с 2002 года, и с 2002 года это читаю. А ребята, наверное, еще раньше начали.

Владимир Холстинин: - У меня лет 7-8 назад появилось мнение, что если когда-то все отклики на наш альбом будут положительными, значит, он не удался (общий смех). Потому что сейчас вот читаешь: «Нет, ну «Феникс» был еще ничего, а новый альбом что-то совсем не годится». А когда вышел «Феникс» - писали то же самое.

Сергей Попов: - Да, надо отдать должное: есть объективные люди, которые пишут: «Ребята, а вы загляните в обсуждение предыдущего альбома. Там слово в слово то же самое!».

- Но при этом обилие критики в интернете не сказывается на посещаемости концертов…

Сергей Попов: - У нас наоборот сейчас пошла тенденция на повышение. В Сибири были аншлаги.

Михаил Житняков: - Просто те люди, которые пишут эти негативные отзывы, при любых обстоятельствах не идут на концерт. А для остальных каждый релиз настолько желанен, что они придут в любом случае – «распробовать» альбом в живом исполнении.

- Вам-то, Михаил, наверное, больше всех достается от «критиков»…

- Ну да, но я был к этому готов.

Владимир Холстинин: - Ну а я помню, что, когда не было возможности бесплатно скачивать музыку, было гораздо меньше отрицательных отзывов. Потому что психологически человек, который купил альбом или билет, не может сказать: «Полная фигня». Получается, что он дурак и выбросил деньги на ветер. А когда можно скачать бесплатно, то для многих это просто возможность самореализоваться. Вот они и пишут: «Скачал, покупать не буду – полная лажа». И он сразу как бы становится в своих глазах выше группы.

Сергей Попов: - Но на самом деле таких людей не очень много. Просто они заметнее. Те, кому понравился альбом или концерт, как правило, не пишут об этом. А некоторые умудряются прямо с концерта писать в интернет: «Сижу на концерте «Арии». Фигня». А положительными эмоциями человек ну максимум поделится с окружающими.

«РЭПА В ИСПОЛНЕНИИ «АРИИ» ТОЧНО НИКОГДА НЕ БУДЕТ»

- Альбом, между тем, получился с музыкальной точки зрения местами несколько необычным для «Арии». В процессе его подготовки были какие-то особенности?

Сергей Попов: - Нет, не было. Более того: начиная работу над альбомом, не всегда знаешь, что получится на выходе. Идет обычная работа: делается аранжировка, что-то отсеивается. Но каких-то задумок «Давайте вот этой вещью как-то удивим» не было. Просто люди от альбома к альбому меняются, поэтому меняется и музыка, и подход к аранжировкам.

- А есть какие-то вещи, которые никогда не будет играть группа «Ария»?

Сергей Попов: - Стиль, конечно, диктует рамки. Рэпа в исполнении «Арии» точно никогда не будет (смеется).

Михаил Житняков: - Многое отсеивается сразу. Не все песни придуманные музыкантами группы могут стать треками на новом альбоме.

- Михаил, вы впервые выступили на новом альбоме как автор (с балладой «Точка невозврата» - Авт.). Какой-то мандраж был?

Михаил Житняков: - Еще какой! На всех стадиях. Начиная с момента, когда зародилась мелодия, и когда был премьерный показ ребятам, я все время думал: «Неужели я стану впервые в жизни соавтором песни «Арии»?».

- Когда слушаете свои старые альбомы, не возникает ощущение: «Вот здесь вот хорошо бы переделать…»?

Владимир Холстинин: - Возникает. Когда я слушаю очень старые записи, я слышу недостатки: технические, композиционные и прочие. Но с другой стороны: мы-то не слушаем наши альбомы. Мы их можем услышать случайно. И когда я слышу, то иногда удивляюсь: насколько ужасно записано. Но это нормально.

«МЫ ИЗ ТОТАЛИТАРНОЙ СТРАНЫ. НАС ТРУДНО НАПУГАТЬ»

- За 30 лет всякое было и в истории группы, и в истории страны. Было ли когда-то ощущение, что вот сейчас группа «Ария» может перестать существовать?

Владимир Холстинин: - Наверное, нет. Трудности бывали всякие – и экономические, и социальные. Но никогда не было ощущения, что вот сейчас – всё. Потому что мы же выходцы из тоталитарного государства, где за выход на сцену в кроссовках можно было получить если не срок, то снятие с гастролей точно. Нас трудно чем-то напугать. Будет меньше зрителей – будем играть в клубе. Придет десять человек – будем играть для десяти. Будут платить больше – купим себе квартиру и машину. Не будут – мы привыкшие, сами обойдемся…

Михаил Житняков: - Продадим квартиру и машину (смеется).

- При работе над текстами вы учитываете, что в любом случае какие-то вещи будут толковать двояко, находя в них смыслы, о которых авторы текста и не подозревали?

Владимир Холстинин: - К этому мы тоже давно привыкли. На тексты обычно «наваливаются» люди с историческим образованием, и мы узнаем много нового. Например, что дым от костров не мог тянуться с севера, потому что нашествие было с другой стороны, или что река текла не в ту сторону. Или, например, что «Ангельская пыль» - вообще неправильное название, потому что наркотик, о котором поется в песне, называется не так. Но мы же этого не знаем! Но бывают очень интересные находки. Меня, например, поразил человек, который связал воедино три моих песни: «Колизей», «Черная легенда» и «Бегущий человек». На мой взгляд, абсолютно разные. Но он в них увидел одну тему: бесчеловечности человека, бесчеловечности толпы по отношению к человеку. Мне такое и в голову не приходило.

Михаил Житняков: - Он, как заправский психолог, из тебя вытащил все твои фобии! (общий смех)

«НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ МОГУТ ТОЛЬКО СОЖАЛЕТЬ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ НА УКРАИНЕ»

- Недавно в интернете появился список групп, которые «поддержали агрессию России против Украины». И там «Ария» была на одном из первых мест…

Сергей Попов: - На первом! Мы сами не поняли, почему. На самом деле мы не очень хотим комментировать украинскую тему. Потому что «Ария» - не политическая партия, мы не идем куда-то под одним флагом. У нас внутри коллектива бывают очень серьезные споры. Поэтому странно говорить, что группа за что-то или против чего-то.

Михаил Житняков: - К тому же мы всегда с одинаковым удовольствием выступали и в России, и на Украине.

Сергей Попов: - Да, у нас от гастролей по Украине всегда были только положительные эмоции, никаких минусов. Так что мы можем только сожалеть о том, что сейчас там происходит. Как и все нормальные люди.

«КИТАЙЦЫ ХЛОПАЛИ, НО НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЛИ»

- Какое-то время назад вы выступали на противолодочном корабле. А были еще концерты в каких-то необычных местах?

Сергей Попов: - Это был не концерт, а скорее творческая встреча с моряками противолодочного ракетного крейсера «Дзержинский» на Камчатке. У них были акустические гитары, мы сыграли несколько песен.

Владимир Холстинин: - А я вот сейчас вспоминаю, что однажды мы играли в самолете. Это был 90-й год, мы летели с гастролей в Греции вместе с «Алисой» и «Воплями Видоплясова». И был такой нервный полет, мы попали в зону турбулентности. В общем, все в салоне очень нервничали. И мы, чтобы как-то разрядить обстановку, достали инструменты, какие были: баян, бубны какие-то – и начали петь народные песни. Причем, там летели не только русские и греки, но еще какие-то китайцы, которые, конечно, ничего не понимали, но улыбались и хлопали. Пришла стюардесса, чтобы прекратить это безобразие, но поняла, что мы ничего плохого не делаем, и успокоилась. И таким образом мы нормально долетели. Но хочу отметить, что это были времена, когда в самолетах еще продавали спиртное.

Сергей Попов: - Я эту историю не слышал!

- Сергей, а у вас ведь был тоже в своем роде легендарный концерт с группой «Мастер» - в Подмосковье, когда вы с вокалистом опоздали, и Алику Грановскому и Тони Шендеру (бессменный басист и тогдашний барабанщик «Мастера» - Авт.) пришлось играть вдвоем…

Сергей Попов: - Все так, только мы не опоздали! Нам с Артуром Беркутом (он тогда уже был вокалистом «Мастера») просто назвали другой город! Мы приехали, никого не нашли, решили, что ничего не будет - и поехали домой. Мобильных телефонов же еще не было. А ребята отдувались вдвоем.


Виктор ГРАКОВ
«Комсомольская Правда», 15 марта 2015 года